Страница для учащихся

Интересные факты о компьютерах


Каким образом компьютерные игры и программы скачивали из бумажных журналов и радиопередач?Каким образом компьютерные игры и программы скачивали из бумажных журналов и радиопередач?В 1980-х и начале 1990-х годов большой популярностью в Европе, а затем и странах бывшего СССР, пользовались компьютеры ZX Spectrum. Их дешевизна была обусловлена использованием в качестве экрана обычного телевизора, а в качестве внешнего накопителя — бытового магнитофона. В него вставлялись аудиокассеты с записанными играми и программами, звук которых компьютер интерпретировал как последовательность битов и загружал в память. Часто программы можно было «скачать» в специальных радиопередачах, записав на кассету. Также небольшие программы печатались в посвящённых «Спектрумам» журналах в виде исходного кода — его нужно было набрать на клавиатуре, запустить и опять же сохранить на аудионоситель.

 

Почему жёсткий диск называют винчестером?

Почему жесткий диск называют винчестером

1973 году IBM выпустила жёсткий диск модели 3340, в который при разработке были заложены два модуля ёмкостью по 30 МБ. Хотя в финальной версии память была увеличена до 70 МБ, ассоциация чисел 30/30 с популярным охотничьим патроном .30-30 Winchester дала накопителю кодовое имя «винчестер». Это название стало нарицательным для всех жёстких дисков, причём в английском языке уже вышло из употребления, а в русском активно используется.


Какая функция, помимо развлекательной, была возложена на «Косынку» и «Сапёр»?

саперИзвестные стандартные игры Windows — «Косынка», «Свободная ячейка» и «Сапёр» — были включены в операционную систему неслучайно. Помимо развлекательной функции, они, по замыслу разработчиков, должны были помочь пользователям в освоении мыши и адаптации к графическому интерфейсу после интерфейса командной строки. В упомянутых пасьянсах оттачивался навык drag’n’drop, а «Сапёр» учил точному позиционированию кликов и правильному использованию обеих кнопок мыши.


Почему стрелка курсора мыши наклонена, а не направлена вертикально вверх?

Изобретатель компьютерной мыши Дуглас Энгельбарт в поясняющих чертежах изображал экранный курсор как стрелку, направленную вертикально вверх. Такой вариант выделения казался наиболее логичным, однако когда дело дошло до реализации курсора в графическом интерфейсе операционной системы компании Xerox, выяснилось, что из-за низкого разрешения мониторов невозможно нарисовать из пикселов хорошо выглядящюю маленькую стрелку вверх. Инженеры решили наклонить курсор, чтобы одна грань была вертикальной, а другая под углом 45° к ней. В таком виде курсор вошёл во все другие операционные системы, даже после появления мониторов более высокого разрешения.


Каким образом пользователи интернета, не зная того, помогают оцифровывать старые книги?

5522На многих сайтах для подтверждения того, что вы являетесь реальным человеком, а не роботом, нужно решить так называемую «капчу» — например, распознать деформированные буквы на картинке. Среди вариантов реализации этих систем выделяется reCAPTCHA, где пользователю предлагается ввести два слова, которые взяты из отсканированных книг. Одно слово читается легко, и именно по нему производится проверка, а второе слово значительно сложнее, причём его правильность не анализируется, так как оно не распознано автоматической системой сканирования. Эти слова предлагаются разным людям, а затем система принимает тот вариант, который вводится наиболее часто — таким образом миллионы пользователей интернета помогают компьютерам в оцифровке старых книг.


 

Что мог делать автомат 1912 года, считающийся первой в мире компьютерной игрой?

картинкаВ 1912 году, задолго до появления прообразов современных компьютеров, испанский инженер Леонардо Торрес-и-Кеведо сконструировал электромеханический автомат «El Ajedrecista», который считается первой в истории компьютерной игрой. Устройство представляло собой шахматную доску с передвигаемыми машиной с помощью электромагнитов королём и ладьёй, а также королём другого цвета, которого перемещал человек. Автомат, пусть и не за минимальное количество ходов, гарантированно завершал этот шахматный эндшпиль матом оппоненту.


 

Сколько битов может быть в байте?

4746В 1950-х и 1960-х годах не было единого стандарта относительно количества битов в байте. В разных компьютерных системах байт содержал от 6 до 9 битов. Лишь с начала 1970-х годов в большинстве архитектур стали использовать байт размером 8 битов, и постепенно такое соотношение стало стандартным. Для устранения двусмысленности в компьютерной литературе иногда для точного обозначения последовательности 8 битов вместо термина «байт» используют термин «октет».


 

Название какой всемирно известной корпорации возникло в результате орфографической ошибки?

КартинкаКогда Ларри Пейдж и Сергей Брин придумывали название новой поисковой системы, они захотели выразить в нём огромное количество информации, которое система способна обрабатывать. Их коллега предложил слово «гугол» — так в математике называется число из единицы со ста последующими нулями. Тут же он проверил доменное имя на занятость и, обнаружив, что оно свободно, зарегистрировал. Причём в написании слова он сделал ошибку: вместо правильного ‘googol.com’ ввёл ‘google.com’, но Ларри свежеизобретённое слово понравилось и утвердилось в качестве названия.


 

Почему талисманом операционной системы Linux стал пингвин?

КартинкаОднажды Линуса Торвальдса, ещё до того, как он создал операционную систему Linux, в зоопарке укусил пингвин. Это стало одной из причин выбора талисмана Линукса — пингвина Такса.

 


 

Почему в Windows нельзя создать папку с именем «con»?

КартинкаВ Windows нельзя обычным способом создать папку с именем ‘con’. Многие сайты утверждают, что это личное желание Билла Гейтса, которого в детстве дразнили таким словом (что якобы означает «ботан»). На самом деле всё проще: это ограничение восходит ещё к временам операционной системы MS-DOS. Там «con» наряду с другими подобными обозначениями (prn, aux, nul) было зарезервировано для обозначений устройств ввода-вывода, поэтому и нельзя создать папки с такими именами.


 

Какая игра пока не подвластна компьютеру, чтобы он смог обыграть сильнейшего человека?

картинка

Из всех популярных в мире настольных игр го остаётся единственной игрой, где компьютер не может победить чемпионов среди людей, играя на уровне любителей. Это объясняется двумя причинами. Во-первых, если сравнивать с шахматами, то в го гораздо больше вариантов ходов. Например, если в шахматах после четвёртого полухода может возникнуть порядка ста тысяч позиций, то в го их число превышает шестнадцать миллиардов. Мощности компьютеров просто не позволяют перебирать все возможные позиции в го в поисках лучшего варианта, как это делают шахматные компьютеры. Вторая причина заключается в сложности составления алгоритмов для оценки позиции. Компьютеру доступны пока только простейшие критерии качества позиции.


 

Что общего между нашей собакой и зарубежными обезьяной и улиткой?

картинка

Только в русском языке и некоторых языках бывших советских республик знак @ называют собачкой. В других языках чаще всего @ называют обезьянкой или улиткой, встречаются и такие экзотические варианты как штрудель (на иврите), сельдь под маринадом (в чешском и словацком), лунное ухо (в казахском).

 


 

Кто считается первым в мире программистом?

картинкаПервым в мире программистом была женщина — англичанка Ада Лавлэйс. В середине 19 века она составила план операций для прообраза современной ЭВМ — аналитической машины Чарльза Беббиджа, с помощью которых можно было решить уравнение Бернулли, выражающее закон сохранения энергии движущейся жидкости.